Семинар-практикум  для воспитателей на тему: «Социально-педагогическая поддержка детей при подготовке к обучению в школе»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов  для социально-педагогической  поддержки детей старшего дошкольного возраста при подготовке детей к обучению на первой ступени общего среднего образования.

Задачи: расширить знания педагогов о формировании у детей мотивационной готовности  к школе; улучшить качество работы педагогов, обеспечивающих образовательный процесс в старших группах учреждения дошкольного образования; развивать и совершенствовать профессиональные умения педагогов.

Обоснование формы мероприятия: для решения поставленных задач целесообразен семинар-практикум, так как он предполагает как теоретическую, так и практическую часть, в процессе которых его участники смогут получить новую информацию и закрепить полученные знания в образовательной деятельности, общаться в интерактивном режиме.

Ход занятия:

Теоретическая часть

         Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника.  По сути - это его первый социальный конфликт, так как  он вступает в совершенно «новый мир».

Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребёнка пересмотра созданной им картины мира, а иногда её серьёзной корректировки.

Сегодня мы с вами наблюдаем, что увеличивается количество детей неготовых  к школе, не желающих туда идти, и среди этих детей всё чаще встречаются дети с достаточно высоким уровнем умственного развития, умеющим читать и считать и при всём этом в школе не достигающими высоких результатов.

На практике обнаруживается зависимость между мотивацией ученика и успешностью его обучения.

Что же такое мотивация?

Мотивация – это мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие её направленность.

Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определёнными мотивами.

Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество при умелом руководстве – может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию. Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего первоклассника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.

Конечно же, мотивационная готовность детей находится на разном уровне к началу поступления в школу, и ими движут разные мотивы и желания обучаться в школе. У некоторых детей совсем нет желания учиться, и это естественно, т.к. они воспитываются в разных семьях, в которых родителя по-разному относятся к школе, к учителям и к учебе ребенка. Некоторые дети хотят идти в школу не потому, что они готовы обучаться, а потому что это для них новый социальный статус, внешние красочные школьные атрибуты, новые друзья, с которыми можно играть, новая позиция – стать старше, возможность получать хорошую оценку за любую работу.

Задание 1. Определить вид мотива по высказыванию ребёнка

Упражнение: «Распредели мотивы»
Ребенок говорит:
«Я пойду в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно
учился». (учебный мотив).
Ребенок говорит: «Я хочу пойти в школу потому, что нужно учиться.
Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать
кем хочешь». (социальный мотив).

Ребенок говорит: «Я хочу ходить в школу, чтобы быть самым лучшим,
получать пятерки и занимать первые места везде» (достижения)
Ребенок говорит: «Я хочу пойти в школу потому, что там у меня будет
много новых друзей и я смогу с ними дружить». (общения)
Ребенок говорит: «Я хочу пойти в школу потому, что у меня на парте
всегда будет порядок, будут красиво лежать книги и тетради». (трудовой)
Ребенок говорит: «Я пойду в школу потому, что я большой. В школе я 
буду чувствовать себя большим, а в садике я чувствую себя маленьким». (позиционный мотив).
Ребенок говорит: «Я пойду в школу потому, что меня мама заставляет.
А если бы не мама, я бы в школу не ходил». (внешний мотив)
Ребенок говорит: «Я хотел бы пойти в школу потому, что там весело и 
много ребят, с которыми можно играть». (игровой мотив).

Для того чтобы сформировать положительное отношение к школе у детей старшей группы нам необходимо выстроить целенаправленную работу в этом направлении

Задание 2. Запланировать мероприятия по формированию мотивации к школьному обучению

Огромную роль в формировании положительного отношения к школе играет позиция родителей в данном вопросе. Педагогическое просвещение родителей – неотъемлемая часть образовательной деятельности. Мы провели интервью с родителями о проблемах и вопросах, волнующих их при переходе на новый уровень основного образования. Наиболее часто задаваемые вопросы, внимание на экран.  

Задание 3. Определить формы работы с родителями, которые помогут ответить на вопросы родителей

В завершение нашего семинарского занятия мне бы хотелось, чтобы мы с вами сегодня попытались составить свой портрет будущего первоклассника. Каким его видите вы?

Задание 4. Составить портрет будущего первоклассника.

Очень важно понять, что именно внутренняя мотивация, её настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего первоклассника.