Комплексное занятие «У гасцях у бабулі Васіліны»

(ознакомление с окружающим миром и познание себя,

развитие общения и речи, лепка и музыка)

младшая группа

Авторская разработка

 

Программное содержание:

Содействовать формированию первоначального чувства этнической принадлежности, дать знания о том, что мы живем в Республике Беларусь

Знакомить детей с элементами белорусского орнамента (полоска, крестик, ромбик), с цветовой гаммой белорусского орнамента (красный, черный)

Приобщать к белорусскому народному творчеству (игры, песни, потешки, музыка)

Развивать у детей интерес к произношению отдельных слов и фраз на белорусском языке

Учить лепить из теста простые предметы круглой формы, сплющивать круглую форму, складывать пополам и защипывать пальчиками края.

 

Предварительная работа

Рисование белорусских поясов (мальчики) и скиндочек (девочки), разучивание пальчиковой игры

«Яблынька», разучивания песенок Я.Жабко («Мы жывем у Беларусі», «Піражочкі»), разучивание потешки

«Прыходзьце часцей», разработка конспекта, подбор раздаточного и демонстрационного материала и

игрового оборудования.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в гости.

       Ласкавыя ручкі дзетак запрашаюць,

       Ласкавыя ручкі дзетак хваляць гладзяць.

Меня зовут «бабуля Васіліна». Я, как и вы, живу в Беларуси и люблю разговаривать на беларуской мове.

«Добры дзень!» - это я поздоровалась с вами. Вы тоже скажите мне: «Добры дзень, бабуля Васіліна!» (дети

повторяют приветствие). Давайте поздороваемся с нашими гостями на беларускай мове (дети здороваются с

гостями).

 

Дети, нравится ли вам мой костюм? Это белорусский костюм. А как можно узнать, что этот костюм белорусский? (по белорусскому узору, орнаменту).

А из каких элементов состоит белорусский орнамент (полоски, крестики, ромбики, цветочки).

Дети, я люблю дарить подарки. Любите ли вы подарки? Вот и сегодня я принесла для вас подарки. («Бабуля Васіліна» открывает сундучок). Вот посмотрите, это пояс, такой как у мальчика Максима на фотографии. Он белого цвета, длинный, а на концах - белорусский орнамент. Какого цвета узоры? (красного, черного). А кто рисовал эти узоры? (мы). Эти пояса я подарю мальчикам. А это - «скіндачка». «Скіндачка» завязывается на голову. Из каких элементов состоит узор на «скіндачцы»? (полоски и крестики). Дети, а кто рисовал узоры на «скіндачках»? (мы). «Скіндачкі» я подарю девочкам (Воспитатель и помощник украшают детей)Дети, понравились ли вам мои подарки? Как вы поблагодарите «бабулю Васіліну»на«беларускай мове»? («Дзякуй») Вот теперь вы настоящие белорусы!

Дети, я очень люблю петь. А вы любите песни? Давайте споем вместе песенку на «беларускай мове»

Песня «Мы жывем у Беларусі»

 

1.Цяжка маленькім дзеткам пець і танцаваць.Пастараемся прастую песню праспяваць.

Прыпеў: Мусі-пусі, мусіпусі

Мы Ванюшы і Марусі.

Мусі-пусі, мусі-пусі

Мы жывем у Беларусі!

 

2.Цяжка маленькім дзеткам пець і танцаваць.

Мы гасцей сваіх папросім песню падпяваць.

 

Прыпеў:

Мусі-пусі, мусі-пусі

Мы Ванюшы і Марусі.

Мусі-пусі, мусі-пусі

Мы жывем у БеларусІ!

 

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы пели, молодцы! Я думаю, что надо вас угостить. Для угощения я приготовила пирожки с творожком и изюмом. Но они еще пекутся в печи. Пока пирожки будут допекаться, я научу, как их делать. Но прежде давайте разомнем свои пальчики.

 

Пальчиковая игра «Яблынька»

Дрэва, дрэва, дзераўцо,

Ты вялікае ўзрасло. (дети поднимают руки вверх и тянутся к солнышку)

Карані твае глыбока (наклоняются, касаясь руками носков ног)

А галіначкі высока (поднимают руки через стороны вверх)

Яно яблычкам частуе,

Ды частуе, не шкадуе (соединяют пальцы двух рук)

Будзем яблычкі зрываць (сжимают кулачки и резко разжимают)

Тое дрэўца шанаваць (поочередное поглаживание рук)

 

(воспитатель показывает способ лепки пирожков)

Лепка из соленого теста «Пирожки с вишенкой»

(дети выкладывают пирожки на противень и вытирают руки влажными салфетками)

 

Песня «Піражочкі»

Піражочкі я люблю з яблыкамі,

з макам, з мяскам, вішняй, тваражком,

А яшчэ і з такам.

Прыпеу:

Ох-ах, ох-ах! з чаем і варэннем.
Ох-ах, ох-ах! Проста аб
ядзенне!

Пачастую дружка піражочкам з макам,

з мяскам, вішняй, тваражком,

А яшчэ і з такам.

 

Прыпеу:

Ох-ах, ох-ах! з чаем і варэннем.
Ох-ах, ох-ах! Проста аб
ядзенне!

 

Воспитатель: А вот и подоспели наши пирожки с творожком. Ах! Как вкусно они пахнут! Я предлагаю угостить пирожками сначала наших гостей (дети угощают гостей со словами «частуйцеся, каліласка, госці дарагія»)

Дети обыгрывают потешку:

Прыходзьце часцей,

Пачастуем смачней.

Дадзім прастаквашкі і бярозавай кашкі!

(гости благодарят словами «дзякуем»)

Дети моют руки. Угощаются вмести с воспитателем пирожками.