Конспект занятия  

«Белорусские музыкальные инструменты» (старший возраст)

                               Экскурсия в мини – музей

 

Программные задачи:

Закрепить название белорусских музыкальных инструментов, их видов по звукоизвлечению

(струнные, ударные и т.д.)

Развивать у детей слух, чувство ритма, исполнительские способности.

Использовать игру на музыкальных инструментах для повышения творческих возможностей.

Содействовать насыщению жизни детей музыкальными впечатлениями.

Формировать ценностное отношение к культуре в общем и приобщать к музейной культуре в

частности

 

Методы и приёмы:

Беседа, вопросы, пояснение, указание, показ, объяснение, обследование экспонатов, зрительное

ориентирование, классификация инструментов, игра на белорусских музыкальных инструментах.

 

Предварительная работа:

1.Подготовка белорусских музыкальных инструментов.

2.Рассматривание иллюстраций с изображением белорусских музыкальных инструментов.

3.Игра на белорусских музыкальных инстументах.

4.Разучивание стихов, потешек, частушек, песен о белорусских музыкальных инструментах.

 

Ход экскурсии

(Под музыку дети входят в музей).

- Ребята, кто из вас был когда – нибудь в музее? Какие бывают музеи? (Ответы детей). В Борисове есть музей

Природы, Краеведческий музей, музей Народной Славы (под Борисовом). Есть музеи исторические,

художественные, большие и маленькие.

- Сегодня мы с вами находимся в нашем маленьком, но очень уютном музее Искусств. Посмотрите направо.

Что вы здесь видите? Картинную галерею: картины (пейзажи, натюрморты, портреты), внизу –

принадлежности и предметы, необходимые художнику для рисования).

 

- А теперь обратите внимание на эту стену. Что это? (Театральные персонажи, игрушки, забавы). Очень

весёлые экспонаты нашего музея, они принимают участие на наших утренниках.

- А за этой шторой находятся самые многочисленные экспонаты нашего музея – музыкальные инструменты.

Напомните, какие бывают музыкальные инструменты, на какие группы они делятся? (духовые, шумовые,

струнные, клавишные, ударные).

- Ребята, а вы знаете, что у каждого инструмента есть своя история, есть своя страна, где он появился

впервые. Так вот, ребята, в нашей Беларуси тоже есть определённые инструменты, которые зародились

именно на нашей родине. И сейчас, самое время открыть штору, мальчики, помогите мне, пожалуйста.

- Итак, какие белорусские музыкальные инструменты вы здесь видите, ребята? (Ответы детей вместе со

стихами)

Скрипка        У каждой скрипки есть смычок.

                        Он верный, преданный дружок.

                        Когда скрипач смычок возьмёт

                        И плачет скрипка, и поёт.

                        А гениальный Паганини

                        Игрой прославил своё имя.

 

Труба              Когда опасность угрожала,

                        То боевой сигнал играла

                        Труба в руках у трубача.

                        Враги давали стрекача.

                        Потом труба в оркестр попала,

                        Там по – другому зазвучала,

                        А позже вдруг сбежала в джаз,

                        Игрою восхищая нас.

 

Барабан         Бывает разный барабан,

                        Маленький и великан.

                        С маленьким легко шагать,

                        Весело в него стучать.

                        А большой – как гром, как пушка.

                        Берегите свои ушки.

 

Ложки            Думала, ложкой щи хлебают.

                        Ложками давно играют!

                        Эй, бегите все скорей!

                        Здесь ансамбль ложкарей.

 

- Ребята, а сейчас мы сыграем на ложках.

 

                   Ансамбль ложкарей   

 

Гусли             Под гусли звончатые, русские, старинные

                        Песни исполнял гусляр, древние, былинные.

 

Цимбалы      Чтоб цимбалы были звонки,

                        Нужно сделать их из ёлки.

                        И по струнам молоточком

                        Осторожно постучать.

                        Вот тогда цимбалы будут

                        Нежно, весело стучать.

 

Свистулька

-    А вот всё о свистульке расскажу вам я. Этот музыкальный инструмент делался из глины в форме птичек, животных, рыб. Давайте, ребята, сыграем с вами на свистульках.

                      

                           Песенка – забава «Звонкие свистульки»

 

Балалайка               Звонче балалайки в целом мире нет.

                        Она исконно белорусский народный инструмент.

                        Пели под неё, плясали, и грустили, и вздыхали.

                        В празднике под ахи, охи потешались скоморохи.

 

Гармонь                 Без гармошки многозвучной

                        В Беларуси была скучно.

                        Все любили гармониста,

                        Он играл задорно, быстро.

                        И страданья, и частушки

                        Пели под неё подружки.

 

- Вот и мы с вами сейчас будем петь частушки.

 

Частушки

 

- Ребята, а какие белорусские музыкальные инструменты вы здесь видите ещё? Обратите внимание на

иллюстрации. (Жалейка, дуда, рожок, дудочка, лира, флейта, бубен, гудок).

- Значительную роль сыграли белорусские музыкальные инструменты в быту белорусской деревни, ведь без

них не обходились обрядные песни (колядные, купальские, жатвенные). Так же музыкальные инструменты

сопровождали языческие обряды, праздники. Например, с помощью дудки и флейты наши предки вызывали

добрых духов и изгоняли злых.

- Ребята, вы верно отвечали на мои вопросы, пели, играли на музыкальных инструментах. Теперь у меня есть

ещё одно задание для вас. Вам необходимо разгадать кроссворд.

 

Вопросы к кроссворду

 

1.Какие инструменты в белорусском искусстве, по мнению учёных, были первыми? (дудка)

2.Какой инструмент часто упоминается в народных песнях, сказках, преданиях? (гусли)

3.Какие музыкальные инструменты изготавливались из глины в форме птиц, животных, рыб? (свистулька)

4.Без какого белорусского инструмента невозможно представить себе белорусской песни? (дудочка)

5.На каком белорусском инструменте играют с помощью молоточков? (цимбалы)

- Молодцы. И с этим заданием вы справились. Прошло много столетий, а все эти инструменты являются

частью белорусского фольклора. И мы с вами должны гордиться тем, что на нашей белорусской земле

родились такие музыкальные инструменты.